Витебская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений

За период с 21.10.24 по 25.10.24 года инспекторами государственного учреждения «Витебская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» в результате проведенного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) импортных подкарантинных грузов, следующих в Республику Беларусь, был выявлен 1 вид карантинного объекта в 4 случаях обнаружения:

- череда волосистая (Bidens рilosa L.) – 4 случая в шроте соевом из Латвии (происхождение Аргентина) – 255,5 т.

По результатам карантинного фитосанитарного контроля (надзора) приняты меры в соответствии с нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза.

 

 

Витебская областная инспекция по карантину растений

О внесении изменений в Перечень подкарантинной продукции

Государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» информирует, что 24 сентября 2024 года принято Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 77 «О внесении изменения в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза».

В соответствии с названным Решением Совета Евразийской экономической комиссии предусматривается приведение в соответствие Перечня подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318, с действующей Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 24 сентября 2024 года № 77 вступает в силу с 30 октября 2024 года.

С текстом документа можно ознакомиться на правовом портале Евразийского экономического союза.

Инспекция по карантину растений

Гербициды применяются в соответствии с видовым составом и количе ством сорных растений. При смешанном типе засорения вносятся гербициды или их баковые смеси, эффективные против однолетних и многолетних дву дольных и однолетних злаковых сорных растений. 

Химическую прополку целесообразно проводить осенью в фазу 2–3 листь ев культуры и в ранние фазы роста сорных растений. 

Гербициды, производные сульфонилмочевины, применяются при темпе ратуре воздуха не менее +5 °С. 

Гербициды группы 2,4-Д и 2М-4Х в баковой смеси с гербицидами, произ водными сульфонилмочевины, применяются при температуре +10…15 °С, гра минициды – при температуре воздуха +14…20 °С. После ночных заморозков  наблюдаемых в настоящее время, для применения гербицидов необходимо до ждаться роста температур воздуха до значений указаных выше.  

Выпавшие во время химпрополки и вскоре после нее осадки также рабо тают на снижение эффективности действия препарата. Гербицидам группы 2,4- Д и 2М-4Х для эффективного проникновения действующего вещества в сорное  растение необходимо не менее 4–6 часов, гербицидам группы сульфонилмоче вин – 2–4 часа. При обработке гербицидами, содержащими в своем составе д.в. на основе кислоты 2,4-Д в виде эфира и флорасулам эффективность сохраняется  даже в том случае, если через час после обработки выпали осадки.  

 

 

Материал подготовили: А. В. Сташкевич, А.Г. Жуковский

За период с 11.10.24 по 18.10.24 года инспекторами государственного учреждения «Витебская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» в результате проведенного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) импортных подкарантинных грузов, следующих в Республику Беларусь, было выявлено 2 вида карантинных объектов в 12 случаях обнаружения:

- череда волосистая (Bidens рilosa L.) – 8 случаев в шроте соевом из Латвии (происхождение Аргентина) – 508,07 т.;

- амброзия полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia L.) – 4 случая в бобах соевых из Польши (происхождение Украина) – 243,8 т.

По результатам карантинного фитосанитарного контроля (надзора) приняты меры в соответствии с нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза.

Витебская областная инспекция по карантину растений

За период с 01.10.24 по 09.10.24 года инспекторами государственного учреждения «Витебская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» в результате проведенного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) импортных подкарантинных грузов, следующих в Республику Беларусь, был выявлен 1 вид карантинного объекта в 3 случаях обнаружения:

- череда волосистая (Bidens рilosa L.) – 3 случая в шроте соевом из России – 207,75 т.

По результатам карантинного фитосанитарного контроля (надзора) приняты меры в соответствии с нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза.

Витебская областная инспекция по карантину растений

За период с 16.09.24 по 30.09.24 года инспекторами государственного учреждения «Витебская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» в результате проведенного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) импортных подкарантинных грузов, следующих в Республику Беларусь, был выявлен 1 вид карантинного объекта в 1 случае обнаружения:

 

- череда волосистая (Bidens рilosa L.) – 1 случай в шроте соевом из России – 64,6 т.

По результатам карантинного фитосанитарного контроля (надзора) приняты меры в соответствии с нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза.

Витебская областная инспекция по карантину растений

В связи с неоднократно поступающими в текущем году от Департамента карантина животных и растений Главного таможенного управления Китайской Народной Республики нотификационными сообщениями о выявлении живых вредителей (матовый усач, лубоед сосновый и др.) государственное учреждение «Витебская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» просит принять исчерпывающие меры по усилению карантинного фитосанитарного контроля в отношении экспорта пиломатериалов в Китайскую Народную Республику. В частности, усилить контроль по месту складирования пиломатериалов, в том числе в отношении отбора образцов, а также при проведении обследований прилегающих территорий, помещений производства пиломатериалов. Выдача фитосанитарных сертификатов будет осуществлятся при условии соблюдения фитосанитарных требований Китайской Народной Республики.

 

 

Инспекция по карантину растений

Нетарифные меры регулирования имеют большое значение для ограничения перемещения товаров через таможенную границу. В частности, к таким мерам относится фитосанитарный контроль. С одной стороны, он позволяет снизить распространение заболеваний на территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), а с другой, как показала практика последнего времени у наших ближайших соседей по ЕАЭС, является мощным сдерживающим средством ограничения импорта товаров. Рассмотрим эту тему более подробно.

Фитосанитарный контроль и его правовое регулирование

Фитосанитарные меры - любое законодательство, регламентация или официальная процедура, направленные на предотвращение интродукции и/или распространения вредных организмов. Согласно Международной конвенции по карантину и защите растений в ответственность официальной национальной организации по карантину и защите растений входят:

(а) выдача сертификатов на грузы растений, растительные продукты и другие подкарантинные материалы в соответствии с фитосанитарными регламентациями импортирующей договаривающейся стороны;

(б) обследование растений в период вегетации как в зонах возделывания (включая поля, плантации, питомники, сады, теплицы и лаборатории), так и в зонах дикорастущей флоры, а также хранимых или транспортируемых растений и растительных продуктов, в частности, с целью информирования о встречаемости, вспышках массового размножения и распространения вредных организмов, а также о борьбе с этими вредными организмами, включая информацию для оповещения в соответствии со ст.VIII, 1(а);

(в) досмотр грузов растений и растительных продуктов, перевозимых при международном сообщении, и в случаях, когда это целесообразно, досмотр других подкарантинных материалов с целью предотвращения интродукции и/или распространения вредных организмов;

(г) обеззараживание или дезинфекция грузов растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов, перевозимых при международном сообщении с тем, чтобы они отвечали фитосанитарным требованиям;

(д) защита зон, подверженных опасности, определение, поддержание и обследование свободных зон и зон с низкой численностью конкретных вредных организмов;

(е) проведение анализа фитосанитарного риска;

(ж) обеспечение с помощью соответствующих процедур фитосанитарной безопасности грузов после сертификации и до момента экспорта в отношении их состава, замены и повторного заражения; (з) обучение и развитие штата работников.

В Республике Беларусь фитосанитарный контроль (надзор) регулируется рядом нормативных актов, а также международными соглашениями.

Порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении перемещаемой подкарантинной продукции в случаях, когда место отправления и место назначения партии подкарантинной продукции расположены на территории одной из стран ЕАЭС и перемещаемая партия подкарантинной продукции не помещена под таможенную процедуру таможенного транзита либо под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, определяется законодательством указанной страны ЕАЭС.

Ввоз и перемещение в пределах ЕАЭС подкарантинной продукции возможны только при наличии фитосанитарного сертификата

Государственному фитосанитарному контролю в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь подлежит подкарантинная продукция, ограниченная к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе на основании неэкономического характера, перечень которой утвержден решением КТС № 318.

Ввоз на территорию стран ЕАЭС импортной и транзитной подкарантинной продукции, а также перемещение этой продукции по ее территории должно осуществляться только:

  • • в крытых и герметичных, исправных и опломбированных вагонах, автофургонах, контейнерах, авторефрижераторах.

Опломбирование транспортных средств производится лицами, имеющими право на проведение данного вида работ, после осуществления государственного фитосанитарного контроля;

  • • при наличии экспортного (реэкспортного) фитосанитарного сертификата.

Фитосанитарный сертификат - это документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию, который:

1) выдается уполномоченным органом государства страны-экспортера по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений (г. Рим, 1951 год, в редакции 1997 года);

2) удостоверяет фитосанитарное состояние подкарантинной продукции (решение КТС № 318).

Как получить фитосанитарный сертификат в Республике Беларусь

Для этого заинтересованной организации необходимо представить в государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» (его территориальные организации в областях) следующие документы:

  • • заявление;
  • • копию договора (контракта) на поставку подкарантинной продукции;
  • • копии документов, подтверждающих происхождение подкарантинной продукции;
  • • оригинал фитосанитарного сертификата страны-экспортера - для оформления реэкспорта (предъявляется без изъятия);
  • • документ, подтверждающий внесение платы.

Места проведения фитосанитарного контроля (надзора)

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в местах завершения таможенного оформления. В отношении подкарантинной продукции, завершение таможенного оформления которой будет происходить в месте доставки, карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется:

  • • по месту прибытия (первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор));
  • • в местах завершения таможенного оформления (вторичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)).

В месте доставки подкарантинной продукции оригинал фитосанитарного сертификата страны-экспортера подлежит изъятию при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Оформление результатов фитосанитарного контроля (надзора)

Результаты осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) по месту прибытия и в местах доставки оформляются следующим образом.

Государственный инспектор по карантину растений, осуществляющий фитосанитарный контроль (надзор), должен:

1) проставить на документах соответствующий штамп.

2) составить акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Акт составляется:

  • • после проведения работ с отбором и анализом образцов выгруженной подкарантинной продукции согласно соответствующему техническому нормативному правовому акту, а при необходимости - карантинной экспертизы;
  • • по установленной форме;
  • • в 2 экземплярах с указанием условий дальнейшего использования подкарантинной продукции, из которых первый экземпляр выдается получателю груза, а второй остается у государственного инспектора по карантину растений.

Фитосанитарный контроль на дорогах республики и стран ЕАЭС

Касаясь фитосанитарного контроля внутри страны, следует обратить внимание на то, что останавливать транспортные средства в Республике Беларусь вправе органы ГАИ или сотрудники таможенных органов (подп.9.1 п.9 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551).

Обратите внимание!

Сотрудники Министерства сельского хозяйства и продовольствия, а также государственных инспекций по семеноводству, карантину и защите растений не наделены правом самостоятельной остановки транспортных средств.

Относительно перевозки подкарантинных товаров из Республики Беларусь в Россию необходимо отметить, что в соответствии с подп.2.4 п.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2005 № 551, право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах - также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Регулировщик - это лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.

К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Справочно

Должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору к указанным лицам не относятся, следовательно, не вправе останавливать транспортное средство, перевозящее овощную продукцию, на территории Российской Федерации. Однако они могут осуществлять контроль во взаимодействии с сотрудниками полиции.

При транспортировке подкарантинных товаров учтите нормы национального законодательства в части оформления документов на транспортировку

Отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками, регулируются:

  • Законом Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее - Закон № 278-З);
  • Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее - Правила № 970).

Так, если законодательством предусмотрена необходимость оформления грузосопроводительных документов (сертификата соответствия, ветеринарного и фитосанитарного сертификатов, сертификата происхождения товаров и т. п.), то заказчик автомобильной перевозки груза обязан обеспечить предоставление таких документов, оформленных надлежащим образом, автомобильному перевозчику вместе с транспортным документом (ст.41 Закона № 278-З).

Грузоотправитель (экспедитор) не должен предъявлять, а автомобильный перевозчик принимать груз к автомобильной перевозке грузы товарного характера (или грузы нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера), которые не оформлены товарно-транспортными накладными или не имеют соответствующих сертификатов (п.22 Правил № 970).

Растения, фрукты, овощи, семена и другие подкарантинные материалы должны приниматься к автомобильной перевозке только при наличии соответствующих ветеринарных свидетельств, разрешений или карантинных сертификатов, выдаваемых в установленном порядке (п.43 Правил № 970).

Кроме того, автомобильный перевозчик обязан иметь при выполнении автомобильной перевозки грузов транспортные и грузосопроводительные документы (в случаях, когда их наличие предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь) (п.353 Правил № 970).

Следовательно, водитель как при ввозе подкарантинного товара на территорию Республики Беларусь, так и при его перемещении по территории стран ЕАЭС обязан иметь в пакете товаросопроводительных документов фитосанитарный сертификат, который ему должен передать грузоотправитель.

 

Обратите внимание!

Графа 5 международной товарно-транспортной накладной формы CMR содержит перечень прилагаемых документов, среди которых фитосанитарный сертификат. Эта графа заполняется отправителем груза (пп. 6, 9 Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11). 

Страница 10 из 42